Учите детей музыке
Музыка — могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие.
Василий Александрович Сухомлинский.
Сыну или дочке исполняется 6 – 7 лет, и большинство родителей отводят ребенка в какие – либо кружки, спортивные секции, студии. Или в музыкальную школу. Родители нередко говорят: «Зачем нужны занятия музыкой, если это точно не станет в будущем профессией ребенка?»
Мы же не задаемся вопросом, зачем учить ребенка считать, если он не станет в будущем математиком или зачем его учить читать, если он не изберет профессию писателя или журналиста.
Обучение музыке стоит в ряду предметов, которые каждый человек должен знать на уровне начального образования. Оканчивая среднюю школу, наши дети обладают значительными знаниями в области физики, математики и прочих наук, большая часть этих знаний не пригодится им в дальнейшей жизни, но они это знают и могут применить их в жизни.
Что же касается музыки, то вряд ли ученик, не посещавший музыкальную школу, сможет сказать, что у него начальный уровень музыкального образования, ведь он совсем не знает нот, не умеет играть ни на одном музыкальном инструменте, плохо поет и мало знает о композиторах и музыкальных произведениях.
В ДМШ, кроме обучения игре на инструменте, ребенок посещает другие предметы (сольфеджио, музыкальную литературу, хор), важные для музыкального воспитания.
Как совместить две школы? Как все успеть?
Какие – то ограничения необходимы. От чего – то ученику музыкальной школы приходится отказываться. Например, от компьютерных игр, отнимающих массу времени или от многочасового сидения перед телевизором. Успеть можно значительно больше, если придерживаться распорядка дня. Ребенок научится беречь время, будет его распределять так, чтобы хватило и на математику с литературой, и на фортепиано с сольфеджио. А, если сумеет еще час – другой в футбол поиграть – значит, в жизни не пропадет.
Как и в любом виде обучения, здесь действует одно правило: перегрузить ребенка невозможно, если ему интересен данный вид деятельности. Если ребенок не хочет заниматься, значит ему не интересно. На учителе лежит задача организовать занятия таким образом, чтобы поддерживать постоянный творческий интерес к обучению.
Что развивают занятия на музыкальном инструменте?
Игра на музыкальном инструменте или музицирование – это творческий процесс, в котором ребенок принимает самое непосредственное участие. То есть оно (музицирование) ценно само по себе и при правильной организации процесса должно (и будет) приносить только радость.
Исследования показали, что у детей, обучающихся в музыкальной школе, повышается общий коэффициент ловкости (проворности, сноровки). При игре и пальцы, и вся рука делают множество движений, в том числе очень мелких.
Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения: играют с разной силой (одна может играть громко, другая тихо), в разном характере и разными штрихами. Работа над пальцами развивает пальцевую моторику, двигательные качества, способствует развитию творческого воображения и музыкальных способностей.
Музыка очень помогает усвоению речи, поскольку музыкальные и речевые центры расположены близко друг к другу. Шведскими учеными доказано, что люди, занимающие музыкой, запоминают хорошо не только музыку, но и слова, стихи, поскольку им помогает музыкальная интонация и ритм.
Музыка развивает математическое мышление. Интеллектуальный уровень учеников, занимающихся музыкой, повышается на 33 %. Занятия на фортепиано очень развивают пространственное мышление, мелкую моторику, особенно чтение с листа способствует мгновенному переводу сложных записей в физическое действие. Поэтому дети, занимающиеся музыкой, успешнее учатся в школе, им легче даются как гуманитарные предметы, так и точные науки (в частности математика).
Занятия музыкой – это постоянная тренировка внимания, которого многим детям не хватает. Корректируется также нервная система. Подвижные дети становятся более усидчивыми, а рассеянные - более собранными.
Воспитание нравственных качеств
Обучение музыке тесно связано с нравственным воспитанием.
А.В. Луначарский, первый нарком просвещения, сказал мудрые слова: «Образованный человек – это человек, в котором доминирует образ человеческий». То есть способный к сопереживанию, умеющий в любви и в ненависти сохранить человеческое лицо.
Мы много внимания уделяем умственному воспитанию. Порой родители прилагают все силы, чтобы их дети поступили в престижную школу, получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о развитии духовного мира ребенка. И тогда вырастают люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.
Главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир.
Не случайно музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, кифаре, флейте, хоровое пение) еще со времен Солона вошли в программу древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определенные музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.
Музыка, понятая и прочувствованная ребенком, становится важным средством нравственного воспитания. Погрузившись в солнечный, просветленный мир Моцарта или в неистовый, полный мятежного духа и героического движения мир Бетховена, человек становится лучше, нравственно чище.
Наша задача привлечь внимание ребенка к красоте музыки, помочь ощутить ее в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее в жизни и в человеческих отношениях.
Музыка учит доброте и душевной тонкости
У ребенка мало знаний опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в деталях эту свежесть и обостренность чувств.
«Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны, писал известный американский педагог Б.Спок. – Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми».
Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций родной.
Семилетняя девчушка играет пьесу «Болезнь куклы» П.И. Чайковского, и ее глаза погрустнели. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью.
Сережа, прослушав пьесу Шумана «Первая утрата», нарисовал рисунок: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели птицы, папа и мама. Они сидят, нахохлившись на краю гнезда, и тоскуют.
Слушая музыку, исполняя ее, пытаясь выразить свои чувства, дети учатся доброте, душевной тонкости. Классическая музыка оказывает положительное влияние на развитие духовно – эмоциональной сферы.
Песни, гармонии, мелодии не набор звуков, а особый язык. Язык эмоционального выражения, средство воспитания. И этим языком надо пользоваться умело. Другими словами, воздействие музыкой может быть не только положительным, но и отрицательным.
Отсюда следует, что как существуют запреты на определенные слова, точно также должен быть запрет на определенные звуки и гармонии.
Не случайно возле залов, где выступают некоторые музыкальные группы, например, исполняющие «тяжелый рок», дежурят наряды полиции. После подобных концертов у публики, особенно у молодежи и подростков, психика которых легко ранима и поддается наибольшему влиянию, резко возрастает агрессивность.
Воспитывать детей только в семье невозможно. Они в любом случае выбирают себе круг общения – в школе, во дворе.
Человек, который формируется как личность в музыкальной среде, конечно, будет стоять на более высокой ступени культурного развития.
Занятия музыкой учат трудолюбию
Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, надо ежедневно трудиться, снова и снова повторять отдельные пассажи и аккорды. Чтобы добиться результатов, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно и внимательно. Необходимо умение концентрировать внимание.
Представьте, сколько задач стоит одновременно перед тем, кто учится играть на фортепиано: читать нотный текст, воспроизводить его на инструменте, слушать звуки, правильно держать руки и еще анализировать свою игру. Кроме того, музыкант – это артист, он должен уметь управлять своими эмоциями, справляться с эстрадным волнением. Музыкальные занятия, как никакие другие, развивают это важное качество, которое пригодится не только музыканту, но человеку любой другой профессии. Ребенок научится одному из самых важных умений в жизни – сосредоточенно и много трудиться.
В рамках музыкальной школы значительно больше возможностей для участия юных музыкантов в концертах, конкурсах, что является для многих музыкантов стимулом для занятий музыкой. Для многих детей важен творческий контакт (это может быть игра в ансамбле) со сверстниками.
Образование – это не способ накопления знаний и умений. Образование – это способ воспитания себя, своего ума, своего подхода к различным явлениям, способности воспринимать и осваивать новые идеи и способы действий.
Скажите, разве не замечательно, когда девушка - юрист владеет фортепиано, а парень - водитель хорошо играет на трубе, или аккордеоне? Прислушайтесь к тому, как ваш ребенок тихонько напевает понравившуюся мелодию, или на соседском пианино пытается подобрать знакомый мотив, скорей всего, это не просто так.
Человек - это целый мир, давайте же сделаем его разнообразней, красочней и богаче! Как сказал поэт: «Выше музыки только любовь, но и любовь - мелодия...». Музыкальное образование имеет ни с чем несравнимые преимущества.
КОНТАКТЫ:
Ответим на Ваши вопросы по телефонам:
+7 (727) 378 03 69
E-mail: dmsh3kz@mail.ru
Адрес: Город Алматы, ул. Карасай батыра, 140
©Все права защищены.